Мұражай

September 12, 2023

Автобиография

 

https://shtk.com.kz/wp-content/uploads/2019/11/1-3-234x300.jpgЯ, Болат Абдыкаримулы, родился 17 февраля 1939 года в селе Киевка (Каратал) Карагандинской области, на берегах бурной своенравной степной реки Нуры, в год Зайца, под знаком Водолея. Родители мои из рода Куандык, отец — Әбдікәрім Оразбекұлы (Қаратока), мать — Бибижан Хасенқызы (Кареке). Мой отец работал табунщиком колхоза «Парижская Коммуна», мама воспитывала 4-х детей. Во время войны отец был направлен на трудовой фронт — строительство Балхашского медьзавода (1941–1943 гг.), вскоре заболел, и двоюродная сестра Қази привезла его в Киевку. В 1946 году мой отец скончался от язвенной болезни, в свои 36 лет мать осталась с 4-мя детьми и 75-летним дедушкой на руках. Можно поразиться героизму этой женщины, каких усилий ей стоило в военные и послевоенные годы вырастить и воспитать всех детей. Кроме того, в нашем 2-х комнатном саманном доме жила еще родная сестра матери — Сейфуллина Накия с 2-мя детьми, т.к. ее муж тоже был в то время на фронте. Моему старшему брату Боранкулу, когда умер отец, было 16 лет, брату Камидулле – 11, мне – 6, младшему брату Оралбаю – 1 год. Брат Боранкул закончил 7 классов, годичный учительский институт и трудовую деятельность начал кучером председателя райисполкома, вскоре вырос до заведующего общим отделом. В ряды Советской Армии (Тихоокеанский флот) Боранкул был призван в 1952 году (в 23 года), тогда Камидулле исполнилось 18 лет. Брат Камидулла, имея 10 классов образования, устроился счетоводом в колхозе, статистом в райстате, затем зав. Общим отделом райисполкома. Наставницей в нашем доме была мама, которая учила не трогать чужого добра, никому не врать, говорить только правду, уважать старших, помогать слабым и старикам, одиноким матерям, чьи мужья и сыновья погибли на войне. Своих детей наша мама учила делать по дому всѐ. В доме была корова, 5-6 коз и овец. Мы – дети помогали ухаживать за животными, заготавливали сено на зиму, а также камыш, тальник, кустарник и кизяк на отопление.

В 5 лет маленького Болата научил читать на латинице дядя – Тохтаров Кашаубек. Он был большой любитель фольклора и произведений Абая. Я стал читать книги при свете керосиновой лампы дедушке и другим взрослым в длинные зимние вечера. В первый класс казахской школы я пошел в 1946 году, закончил его на «отлично», а в следующем 1947/48 старший брат Боранкул отвел меня в первый класс русской школы, хотя я и не знал ни одного русского слова. В Киевской средней школе работали преподавателями политические ссыльные из Ленинграда, Москвы и других городов России. В памяти остались учительница начальной школы Боярская Зинаида Ефимовна, учитель ботаники Лебедев Александр Анатольевич, историк Козловская Мария Александровна, учительница немецкого языка Миллер Августа Яковлевна, физик Рахимжанов Зекен, математик Богородская Марья Алексеевна. Учительница русской литературы Шаталова Елена Викторовна, самозабвенно преданная своему предмету, привила любовь к русской поэзии и литературе.

В 1957 году я занял в районной олимпиаде по математике в русских классах І место и принял участие в областной олимпиаде при Карагандинском пед-институте, первый раз побывав в городе Караганде. Ректор института предложил поступить в педвуз без вступительных экзаменов на специальность «Учитель математики». Три одноклассника Шешембеков С., Карибаев Б. и я, Болат Абдыкаримов, не стали подавать документы в КарПИ, где стипендия была 22 рубля в месяц, а подали в Карагандинский политехнический институт на специальность «Горный инженер-электромеханик», со стипендией 48 рублей. На вступительных экзаменах был большой конкурс – 13 человек на одно место. Сдавали вступительные экзамены по 5 предметам. У меня были следующие результаты: математика письменно – «4», математика устно – «3», физика – «5», немецкий язык – «5», сочинение по русскому языку – «5». Всего я набрал 22 балла при проходном – 20 баллов. Сочинение я писал на тему: «Образы рабочих революционеров в творчестве А.М.Горького». Из всего потока абитуриентов на «отлично» написали сочинение только двое, один из которых и я. Это был результат творческой работы учителя по литературе Шаталовой Е.В.

В годы учебы в школе, в летние каникулы, я и Оралбай работали в колхозе, помогали матери. В первый раз после 6-го класса, в 1953 году, я копнил сено и заработал 80 трудодней. Осенью мы с братом привезли домой 80кг пшеницы, радости мамы не было предела.

В 1954 году я работал прицепщиком на граблях при сенокосе (тракторист Эрнест Гензлер) и заработал 447 трудодней. Год был урожайный, давали пшеницу, картофель, арбузы, все, что производил колхоз. МТС выплатил по 2 руб. 50 копеек за трудодень – это 1117 руб. 50 копеек, а доллар в то время равнялся 90 копеек. В 1955–1956 годы я участвовал в поднятии целины, работая прицепщиком на тракторе.

В мае 1957 года меня, тогда десятиклассника, наградили медалью «За освоение целинных земель». Награду вручал І секретарь райкома комсомола В. Христенко.

Студенческие годы (1957–1962 гг.) оставили у меня неизгладимые впечатления в памяти. На первом курсе института студенты жили и учились на Федоровке – старом районе Караганды, снимали комнату с окном на потолке. В комнате было две кровати, посередине стол, никаких удобств, сами топили печку по очереди. С Беркутом Карибаевым я спал на одной кровати, Атыгай Ибжанов – на другой. Ибжанов на 3-м курсе перешел на горный факультет, после окончания вуза работал на шахте, стал І секретарем горкома комсомола г. Шахтинска, позже ІІ секретарем Карагандинского обкома партии. Когда мы учились на 2-м курсе, построили общежитие и новый корпус института в г. Караганде на Бульваре Мира. Опять в одной комнате общежития жили трое друзей из одной Киевской школы – я, Беркут Карибаев, Шешембеков Серикбай и Мусин Сакон из г. Зыряновска. Мы с Беркутом Карибаевым записались на секцию бокса, тренером тогда был Николай Ли, подготовивший чемпионов Европы и мира, призеров Олимпийских игр. К 4 курсу мы выполнили І разряд по боксу. Я стал чемпионом Караганды среди студентов в 1960 и 1961 годах в первом полусреднем весе. В это же время я выступал за КарПТИ в соревнованиях по легкой атлетике на дистанциях 3, 5, 10 км. Со студенческой поры мне запомнились лагерные сборы, проводимые военной кафедрой в Туркменской ССР. Сначала в г. Кзыл-Арвате, затем в г. Мары, на берегу реки Мургаб.

После окончания института, в 1962 году я был распределен на работу на новую шахту №13 посѐлка Шахан треста «Абайуголь». Первые полгода работал слесарем по автоматике, затем меня назначили механиком участка. Надо было ходить на все смены, в ремонтной смене обеспечивать работоспособность оборудования, передвижку рештаков, переброску кабелей и др. Многому меня – молодого специалиста научили рабочие: литовец Донатас Купе, немец Яков Беллер, венгр ким Янош, начальник участка Ануар Досымов, начальник шах-ты Жокиш Мухаметжанов. На шахте в конце 1962 года мне выделили 3-х комнатную квартиру, где поселилась семья старшего брата Камидуллы, который устроился на лесосклад шахты №13. В октябре 1963 года я переводом устроился во вновь открытое Городское профессионально-техническое училище № 41, где первые 2 недели работал преподавателем математики и общетехнических дисциплин, а затем заместителем директора по учебно-производственной работе. Так началась моя эпопея в системе профессионально-технического образования. Моим первым учителем и наставником стал директор ГПТУ №41 Амиров Егумбай Секербаевич, выпускник Карагандинского индустриально-педагогического техникума, сержант запаса СА, опытный специалист в деле воспитания и обучения молодежи.

За 5 лет совместной работы училище стало известно не только в республике, но и в Советском Союзе. Его педагоги добились высоких показателей в подготовке квалифицированных рабочих, в спорте, художественной самодеятельности, военно-патриотическом воспитании. В 1966 году, работая в училище, я стал делегатом ХҮ съезда ВЛКСМ, членом бюро и внештатным секретарем Карагандинского областного комитета комсомола, впервые увидел Москву, Кремлевский Дворец съездов.

В июне 1963 года я перевез маму и племянника Абильхаира из Киевки в поселок Шахан. Оралбай, младший брат, в то время заканчивал 11-й класс, в ноябре его призвали в армию на Северный флот. В 1964 году его уволили в запас по состоянию здоровья, и он вернулся в пос. Шахан, где жил с семьѐй, работал воспитателем, затем мастером производственного обучения в ГПТУ №41. С 1966 года Оралбай обучался в Карагандинском индустриально- педагогическом техникуме, который закончил в 1969 году.

Вторым моим наставником и учителем в системе ПТО был начальник Карагандинского областного управления профтехобразования Прокофий Авксентьевич Хлебов. Это был удивительнейший, душевный человек, с огромным жизненным опытом. Уроженец села Софиевка Акмолинской области, партийный и советский работник, первый секретарь Осакаровского райкома партии, первый заместитель Карагандинского облисполкома после известных Темиртауских событий в начале 60-х годов он был направлен начальником облуправления ПТО. П.А.Хлебов несколько раз был в ГПТУ №41, где работал и я, и в феврале 1968 года пригласил меня к себе заместителем по учебно-производственной работе. Мне в это время было 29 лет. Пять лет совместной работы с Хлебовым П.А. многому меня научили. Особенно Прокофий Авксентьевич был настойчив в укреплении и расширении учебно-материальной базы училищ. В это время была построена Каркаралинская спортивно-оздоровительная база, крупное учебное хозяйство при СПТУ, учебная шахта при горном ПТУ №1. В 1970 году в области было 54 ПТУ, столько же, сколько в Латвии. Главное, чему научил меня любимый наставник, — это уважать людей. Он был очень интеллигентным человеком, высокоинтеллектуальной личностью, никто ни разу не видел, чтобы на кого-то повышал голос или грубил.

В 1973 г. была образована Джезказганская область, куда меня направили начальником областного управления профтехобразования, где я и проработал до 1983 года. Эти 10 лет были годами самостоятельной работы, творческого поиска, достижения успехов в развитии учебно-материальной базы. Выпускники ПТУ, становясь квалифицированными специалистами, обеспечивали предприятия цветной металлургии, строительства, сельского хозяйства рабочими кадрами. Моя профессиональная деятельность отмечена орденом «Знак Почета», присвоено звание «Заслуженный работник профессионально-технического образования Республики». Особо можно выделить за эти годы постоянную поддержку секретаря обкома партии Аралбаева Жилкибая, заместителя председателя облисполкома Рахимжанова Аипа Асановича, председателя облисполкома Жумабекова Камза Бижановича. Я с благодарностью вспоминаю своих коллег: директора ПТУ Жангирова Алихана, Зякина Михаила Васильевича, Брызгалова Ивана Николаевича, Сагитова Юрия Григорьевича, Бароношникова Александра, Каженова Сакена Молдахметовича, Жураковского Иосифа, Раим-бекова Ахата, Кшенова Омира, Букенаева Дюсенбая, Нусупова Санака; своих заместителей Суворова Николая Владимировича, Риделя Александра Петровича, Марчука Николая Андреевича, главного бухгалтера Молдабаева Жумажана, мастеров производственного обучения, преподавателей и всех членов коллектива учебных заведений ПТО. Все они внесли огромный вклад в дело воспитания молодежи.

В 1983 году меня назначили первым заместителем председателя Государственного комитета по профессионально-техническому образованию республики. Я курировал все учебные вопросы, руководил управлением промышленных, строительных и сельскохозяйственных училищ, подготовкой спецконтингента, а также планово-финансовым управлением.

После объединения Министерства просвещения, Министерства высшего образования и Госпрофобра в 1988 году я был назначен начальником управления рабочих кадров профтехобразования – заместителем начальника Главного управления кадров и учебных заведений Госагропрома Казахской ССР и проработал в этой должности до декабря 1990 года. Это было время укрепления и развития сельских профтехучилищ. Госагропром не жалел денег для подготовки рабочих кадров. Почти во всех сельских районах (215 СПТУ) были построены типовые комплексы. Были выделены средства для обеспечения всех сельских ПТУ и техникумов лингафонной аппаратурой, компьютерами. В каждом учебном заведении были введены две новые должности – заместители директора по экономике и информатизации. Выделялись для учебных целей новые трактора, автомобили и сельхозорудия, всем директорам училищ были предоставлены легковые автомобили. Был разработан республиканский базисный учебный план для средних ПТУ, введены новые интегрированные учебные предметы «Естествознание», «Моя Республика», «Экономика отрасли» и другие, для чего был создан Временный научно-исследовательский коллектив из числа ученых, опытных преподавателей, руководителей учебных заведений, мастеров производственного обучения, представителей базовых предприятий.

В декабре 1990 года меня утвердили заместителем министра образования Республики Казахстан. По распределению обязанностей я руководил Главным управлением профессионально-технического образования, Главным управлением средне-специальных учебных заведений, Главным управлением материально-технического снабжения образования, республиканским спортивным обществом «Трудовые резервы». В эти годы Временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) были разработаны и утверждены на коллегии министерства Концепции профессионально-технического образования, средне-специального образования, трудового воспитания и обучения школьников, физической культуры и спорта молодежи. За эти годы я побывал во всех Союзных Республиках, ФРГ, США, Китае, Турции, Болгарии и Монголии. В результате были открыты казахско-немецкие, казахско-турецкие технические лицеи, которые функционируют и сейчас.

Первые попытки заняться наукой появились у меня в 1969 году в городе Караганде. Мои соседи по квартире — кандидаты наук Анатолий Решетов из Кооперативного института и Владимир Боченин из Карагандинского политехнического института посоветовали заняться научными исследованиями.

Первым моим научным руководителем был кандидат экономических наук Нархозинститута Кожамкулов Тазабек, который посоветовал мне заняться проблемами текучести кадров на шахтах г. Караганды. Было собрано около двух тысяч анкет, сданы кандидатские экзамены по немецкому языку и философии. С переездом в г. Алматы я с 1983 года стал публиковаться в журналах и газетах по проблемам подготовки квалифицированных рабочих кадров.

В 1987 году по заданию Госплана СССР республику посетила комиссия по составлению прогноза подготовки рабочих кадров и строительства профтехучилищ Казахской ССР до 2010 года. Среди них был доктор экономических наук, профессор Лукин Г.И. У него возник естественный вопрос ко мне: «Почему вы не занимаетесь наукой?! Вы же собрали огромный материал, имеете неограниченную базу исследования. Вам необходимо защитить диссертацию по проблемам трудовых ресурсов. Если хотите, я могу быть вашим научным руководителем». С этого дня началась конкретная научная деятельность. В результате 19 августа 1990 года в Ленинградском финансово-экономическом институте имени Н.А.Вознесенского мной была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему «Обеспечение отраслей АПК квалифицированными рабочими в новых условиях хозяйствования». Научным руководителем работы был Лукин Геннадий Иванович, член-корреспондент РАО, чемпион Вооруженных Сил Советской Армии по боксу, который был старше меня только на 3 года. По моим рекомендациям под научным руководством Г.И.Лукина защитили диссертации известные в профессионально-техническом образовании Казахстана — А.С. Шалабаев, Б.М. Сапарбаев, Е.Н. Сагындыков.

Через 6 лет я подготовил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук по теме «Теория и практика развития профессионального образования». Научным консультантом работы был д.п.н., академик Национальной академии РК Ажес Петрович Сейтешев — патриарх профессиональной науки, выдающийся ученый. Большую помощь в защите оказали д.п.н., профессор Уманов Григорий Абрамович, д.и.н., академик Садыков Токтар Сальменович, д.п.н., профессор Нургалиева Гульнара Кумашевна.

В 1997 году д.и.н., профессор А. Кусаинов пригласил меня на заведование кафедрой педагогики в Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева. Амангельды Кусаинович сыграл огромную роль в моѐм становлении как ученого. Под его руководством я проработал почти 4 года членом Президиума ВАК РК.

С 2001 г. я начал работать профессором ЕАГИ и с 2004 г. стал руководить диссертационным советом по защите кандидатских диссертаций.

В формировании Б.А. Абдыкаримова как ученого приняли самое активное участие друзья-коллеги: академик РАО Б.К.Момынбаев, профессора В.В.Егоров, Н.Б.Калабаев, А.А.Алимбаев и другие. Особо я отмечаю Виктора Владимировича Егорова, с которым обмениваюсь мнениями, мыслями по всем вопросам и проблемам профессионально-технической педагогики. Выпускник Карагандинского политехнического института, прошедший большую производственную школу, В.В. Егоров обладает высоким интеллектом, знаток литературы, поэзии, музыки, спорта, шахмат, обладает утонченным чувством юмора, и общение с ним доставляет огромное удовольствие. Одно время я был у него заместителем в руководимом им Диссертационном совете по защите кандидатских диссертаций по педагогике в КарГУ им. Е.А.Букетова.

Оглядываясь на пройденный жизненный путь, я думаю, что то, чего я добился, — это благодаря вышеперечисленным прекрасным людям – учителям и наставникам. Это, прежде всего, родители — Әбеке и Апа, братья и их жены – Боранкул, Камидулла и Луиза, Оралбай и Жамал.

В заключение хочется особо выделить роль и место в моих достижениях семьи. Жена Тазагуль Мұқашқызы Алибекова из села Байтуган Нуринского района, 1942 года рождения. Ее отца Мукаша Баязитовича Алибекова призвали в Армию. Он был ранен и в 1949 году от этих ран скончался. Матери Сакып Балмагамбетовой сейчас 85 лет, она живет в Киевке, в семье сына. Тазагуль Мукашевна выросла в семье Бастема и Рустема Алибековых (это родные братья ее дедушки Баязита). Моя жена в 1964 году закончила Саранское педагогическое училище им. Абая. С ней я познакомился в 1963 году. Мне понравился ее характер – прямой, с чувством справедливости, знание обычаев и нравов свое-го народа, родного языка, умение одеваться, держать себя красиво и гордо. Мы поженились 6 августа 1964 года. В нашей семье жили мать и племянник Абиль-хаир 1958 г.р., сын старшего брата. Жили вместе до 1973 года, пока меня не пе-ревели на новую работу в г. Джезказган. Абильхаира забрали с собой, мать осталась с младшим сыном Оралбаем, которому справили свадьбу в 1970 году. Он работал уже в обкоме комсомола зав. Общим отделом. С Тазагуль Мукашевной мы воспитали 2-х сыновей и дочь. Тазагуль поступила заочно в Карагандинский госуниверситет и закончила его по специальности «Преподаватель казахского языка и литературы». Ее место работы было связано с моим положением и передвижениями. В поселке Шахан она начала работу библиотекарем, а затем преподавателем эстетики в ГПТУ № 41, в Караганде – пионервожатой, воспитателем в казахской школе-интернат № 2, в Джезказгане – преподавателем начальных классов СШ № 8, преподавателем казахского языка в педколледже, в Алматы — младшим научным сотрудником в НИИ им. Ы.Алтынсарина, где и начала заниматься научной деятельностью. Затем она перешла работать на кафедру казахского языка в АГУ им. Абая. Здесь под руководством доктора филологических наук, профессора Оралбаевой Н. она защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Тазагуль Мукашевну отличают целеустремленность, обязательность в выполнении поставленных целей. Она является автором учебников «Родная речь» («Қазақ тілі») для 3 и 4 классов, которые переиздавались 7 раз, учебно-методических пособий, 3-х монографий. В 2007 году она защитила докторскую диссертацию по педагогике (13.00.02), научный консультант — профессор Ф.Ш. Оразбаева.

Вот уже 45 лет мы вместе, всегда находим взаимопонимание в воспитании детей, в проблемах и вопросах педагогической науки. Только надежный тыл, одинаковый взгляд на жизнь, доверие друг к другу помогли нам добиться по-ставленных целей. Наша общая радость — это дети и внуки.

Старший сын Аян закончил Казахский политехнический институт им.К.А.Сатпаева и Институт рынка нархоза, защитил кандидатскую диссертацию по техническим наукам и работает уже 7 лет заместителем председателя налогового комитета Карагандинской области. Его жена – Айнур Сейлхановна, юрист по образованию, работает в турфирме, они имеют сыновей-школьников — Ахана, Сакена, Нуркена. Второй сын Баян окончил АГУ им. Абая, историк, годичную школу КНБ, работал в Республиканском КНБ старшим оперуполномоченным по борьбе с экономическими преступлениями. Умер в 1998 году. Дочь Дина окончила АГУ им. Абая, филолог, кандидат филологических наук, юрист, имеет сына – Чингиза, дочь – Данелю. Работает в Верховном суде республики, главный консультант надзорной Коллегии. Еѐ супруг, Тимур Рамазанович Жакупов, работает в «Центр Кредит Банке».

«Я благодарен судьбе и всевышнему за то, что родился в Сарыарке, и мне довелось иметь таких родителей, семью, друзей, учителей, наставников и учеников», — говорю сегодня я.

 

 

Как нас найти

8(72156)52222
shah-tehn@krg-edu.kz
г.Шахтинск, проспект Абая 9
https://shtk.mycollege.kz/